Описание модуля занятий: | Модуль занятий посвящен изучению списков и строк в языке программирования Python. Обучающиеся познакомятся с основами работы с этими структурами данных, научатся их создавать, модифицировать и использовать в различных задачах. Занятия будут включать теоретическую часть, практические задания и активные методы обучения для повышения вовлеченности студентов. |
Целевая аудитория: | Дети 12-17 лет, которые интересуются программированием |
Артефакты: | знания по языку программирования, создание собственного приложения |
Soft skills: | командная работа, критическое мышление (анализ и решение задач), навыки презентации (представление результатов работы), коммуникация (обсуждение проблем и решений). |
Hard skills: | навыки программирования на языке Python, навыки работы в среде программирования PyCharm, Работа со списками: создание, индексация, методы. Работа со строками: создание, методы, форматирование. Использование списковых включений и методов для обработки данных. |
Материалы в помощь: | Примеры кода и задачи для практики. Документация Python (https://docs.python.org/3/tutorial/index.html) Интерактивные платформы (например, Jupyter Notebook или Google Colab) для выполнения заданий. Платформа Яндекс LMS |
Структура занятий
Занятие | Время, мин | Ход занятия | Вариативность |
Знакомство со строками | |||
1 | 10 мин | Введение в строки: что такое строки, их применение. | Обсуждение: «Как вы используете строки в своем повседневном программировании?» |
1 | 15 мин | Теоретическая часть: создание строк, методы строк (split, join, format). | Примеры на экране. |
1 | 20 мин | Практическое задание: написать программу, которая принимает строку от пользователя и выполняет несколько операций (разделение на слова, объединение обратно). | Работа в группах по 3-4 человека. Можно провести мини-соревнование на скорость выполнения заданий. |
Знакомство со списками | |||
2 | 10 мин | Введение в тему: что такое списки, их применение в программировании. | Обсуждение: «Где вы использовали списки в повседневной жизни?» |
2 | 15 мин | Теоретическая часть: создание списков, индексация, основные методы (append, remove, sort). | Пример кода на экране. |
2 | 20 мин | Практическое задание: создать список своих любимых фильмов, добавить новые фильмы, отсортировать список. | Работа в парах: обсуждение полученных результатов. Можно использовать игру «Список» — каждый участник добавляет элемент в общий список, обсуждая его выбор. |
Списковые включения и комбинирование списков и строк | |||
3 | 10 мин | Введение в списковые включения: что это такое и зачем нужно. | Обсуждение примеров из реальной жизни. |
3 | 15 мин | Теоретическая часть: создание списков с помощью включений, комбинирование строк и списков. | Примеры на экране. |
3 | 20 мин | Практическое задание: создать новый список на основе существующего с использованием списковых включений | Работа в парах с обменом результатами. Можно предложить задание на создание списка уникальных элементов из двух списков. |
Итоговое занятие и проект | |||
4 | 10 мин | Обсуждение итогов курса: что нового узнали, что понравилось. | Открытый микрофон для отзывов |
4 | 15 мин | Проектное задание: разработать небольшую программу, использующую списки и строки (например, чат-бот или простой калькулятор, или тектсовую игру). | Работа в группах по 4-5 человек. |
4 | 20 мин | Презентация проектов: каждая группа представляет свою работу. | Обсуждение и обратная связь от других групп. Можно организовать конкурс на лучшее решение. |
Примечание: 1 ак. час = 45 минут. Для удобства можно просто множить строки. | |||
Потенциально проблемные ситуации
Что может пойти не так | Что с этим можно сделать |
1. В группе будут разновозрастные дети. Часть ребят не сможет самостоятельно выполнять задание в силу возраста в следствие чего в группах будут дети, которые не будут достаточно владеть основами программирования | Можно объединить ребят по группам и придумать командное задание. Более опытные дети будут помогать тем, кто хуже знаком с программированием. Провести дополнительные объяснения, использовать больше примеров и визуальных материалов. |
2. Неравномерное распределение нагрузки в группах | Четко распределить роли внутри группы (например, программист, тестировщик, презентатор), так чтобы все приняли участие в создании итогового проекта и почувствовали свой вклад в общий успех |
3. Технические проблемы: — отключение доски с проектором, — отсутствие Интернета на уроке — проблемы с компьютерами детей или компьютером учителя | При отключении доски с проектором или Интернета необходимо иметь с собой раздаточный материал и использовать обычную меловую доску или магнитную, для демонстрации данного материала. При проблемах на компьютерах детей возможно объединить детей в группы, что позволит также продолжить развитие командной работы. При проблеме на компьютере учителя демонстрация материала будет произведена на меловой доске или использованием раздаточного материала. |