«Списки и строки в языке программирования Python». Модуль занятия

Описание модуля занятий:Модуль занятий посвящен изучению списков и строк в языке программирования Python. Обучающиеся познакомятся с основами работы с этими структурами данных, научатся их создавать, модифицировать и использовать в различных задачах. Занятия будут включать теоретическую часть, практические задания и активные методы обучения для повышения вовлеченности студентов.
Целевая аудитория:Дети 12-17 лет, которые интересуются программированием
Артефакты:знания по языку программирования, создание собственного приложения
Soft skills:командная работа, критическое мышление (анализ и решение задач), навыки презентации (представление результатов работы), коммуникация (обсуждение проблем и решений).
Hard skills:навыки программирования на языке Python, навыки работы в среде программирования PyCharm, Работа со списками: создание, индексация, методы. Работа со строками: создание, методы, форматирование. Использование списковых включений и методов для обработки данных.
Материалы в помощь:Примеры кода и задачи для практики. Документация Python (https://docs.python.org/3/tutorial/index.html) Интерактивные платформы (например, Jupyter Notebook или Google Colab) для выполнения заданий. Платформа Яндекс LMS

Структура занятий

ЗанятиеВремя, минХод занятияВариативность
Знакомство со строками
110 минВведение в строки: что такое строки, их применение.Обсуждение: «Как вы используете строки в своем повседневном программировании?»
115 минТеоретическая часть: создание строк, методы строк (split, join, format).Примеры на экране.  
120 минПрактическое задание: написать программу, которая принимает строку от пользователя и выполняет несколько операций (разделение на слова, объединение обратно).Работа в группах по 3-4 человека. Можно провести мини-соревнование на скорость выполнения заданий.
Знакомство со списками
210 минВведение в тему: что такое списки, их применение в программировании.Обсуждение: «Где вы использовали списки в повседневной жизни?»
215 минТеоретическая часть: создание списков, индексация, основные методы (append, remove, sort).Пример кода на экране.
220 минПрактическое задание: создать список своих любимых фильмов, добавить новые фильмы, отсортировать список.Работа в парах: обсуждение полученных результатов. Можно использовать игру «Список» — каждый участник добавляет элемент в общий список, обсуждая его выбор.
Списковые включения и комбинирование списков и строк  
310 минВведение в списковые включения: что это такое и зачем нужно.  Обсуждение примеров из реальной жизни.  
315 минТеоретическая часть: создание списков с помощью включений, комбинирование строк и списков.    Примеры на экране.  
320 минПрактическое задание: создать новый список на основе существующего с использованием списковых включенийРабота в парах с обменом результатами. Можно предложить задание на создание списка уникальных элементов из двух списков.
Итоговое занятие и проект
410 минОбсуждение итогов курса: что нового узнали, что понравилось.Открытый микрофон для отзывов
415 минПроектное задание: разработать небольшую программу, использующую списки и строки (например, чат-бот или простой калькулятор, или тектсовую игру).Работа в группах по 4-5 человек.  
420 минПрезентация проектов: каждая группа представляет свою работу.     Обсуждение и обратная связь от других групп. Можно организовать конкурс на лучшее решение.  
Примечание: 1 ак. час = 45 минут. Для удобства можно просто множить строки.

Потенциально проблемные ситуации

Что может пойти не такЧто с этим можно сделать
1. В группе будут разновозрастные дети. Часть ребят не сможет самостоятельно выполнять задание в силу возраста в следствие чего в  группах будут дети, которые не будут достаточно владеть основами программированияМожно объединить ребят по группам и придумать командное задание. Более опытные дети будут помогать тем, кто хуже знаком с программированием. Провести дополнительные объяснения, использовать больше примеров и визуальных материалов.  
2. Неравномерное распределение нагрузки в группахЧетко распределить роли внутри группы (например, программист, тестировщик, презентатор), так чтобы все приняли участие в создании итогового проекта и почувствовали свой вклад в общий успех
3. Технические проблемы: — отключение доски с проектором, — отсутствие Интернета на уроке — проблемы с компьютерами детей или компьютером учителяПри отключении доски с проектором или Интернета необходимо иметь с собой раздаточный материал и использовать обычную меловую доску или магнитную, для демонстрации данного материала. При проблемах на компьютерах детей возможно объединить детей в группы, что позволит также продолжить развитие командной работы. При проблеме на компьютере учителя демонстрация материала будет произведена на меловой доске или  использованием раздаточного материала.