В рамках проекта «Шахматный Всеобуч», который развивает ЛООО «Федерация шахмат Липецкой области» с 2016 года среди учащихся начальной школы выделяется направление «Играй, думай и развивайся», направленное на развитие обучающихся начальной школы на основе игры в шахматы.
Выпускники программы представляют Липецкую область на российских, международных соревнованиях. За период действия программы в финальных соревнованиях ежегодно принимает участие боле 250 шахматистов. За 4 года в шахматы научилось играть более 1000 учащихся начальной школы, более 40% учащихся продолжила заниматься шахматами на профессиональной основе в кружках, спортивных школах Липецкой области. Учащиеся групп, которые занимаются шахматами на 30% лучше успевают в школе по сравнению со своими сверстниками.
В 2016 году проведен обучающий семинар в Институте развития и образования Липецкой области для учителей образовательных организаций на основе собственного разработанного курса ЛООО «Федерация шахмат Липецкой области». Было обучено свыше 80 учителей со всей Липецкой области. Кроме этого обучающие семинары проходят в районах Липецкой области для учителей образовательных учреждений.
Итоги фестивалей «Юный шахматист».
2017 г. — 1 место — г. Липецк, 2 место — г. Елец, 3 место — Чаплыгинский район, 4 место — Усманский район, 5 — место — Липецкий район (зачет по 2 классам)
2018 г. (г. Грязи) — 1 место — г. Елец, 2 место — г. Липецк, 3 место — Лебедянский район, 4 место — Задонский район, 5 — место — Грязинский район (зачет по 2-3 классам)
2019 г. (г. Задонск) — 1 место — г. Елец, 2 место — Лебедянский район, 3 место — Задонский район, 4 место — Липецкий район, 5 — место — Чаплыгинский район (зачет по 2-4 классам)
2020 г. Проведены онлайн турниры для учащихся разных возрастов. Турниры продолжаются по настоящее время, используя онлайн платформу для игры в шахматы Lichess.org. Ссылки на турниры публикуются в группах «Eletschess», а также «Chess48. Шахматы в Липецкой области«
Лучшие учителя области принимают участие во всероссийском конкурсе «Шахматный Всеобуч России». В 2018 одним из победителей конкурса стал учитель Задонского района Трубицын В.М. (с. Донское). В 2019 году учитель информатики Майдуров О. Ю. тал финалистом конкурса «Шахматы в школе» в номинации «Учитель шахмат».
Кром этого руководитель проекта, президент ЛООО «ФШЛО» в 2020 году прошел обучение в Европейском шахматном Союзе по программе «Преподавание шахмат в школах и образовательных учреждениях Европы»
Основные целевые группы, на которые направлен проект:
– Дети школьного возраста, играющие и не играющие в шахматы (1 – 4 классы);
– Обучающиеся на дому (дети-инвалиды, дети, которым клинико-экспертными комиссиями рекомендовано обучение на дому) и их родители;
— Тренеры и педагоги;
— Родители учащихся начальной школы.
Методы реализации проекта :
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы.
Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов ит.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Основной результат, на который направлен наш проект – развитие детей начального образования через игру, умение считать в уме, развитие коммуникационных способностей, что очень необходимо в настоящее время, умение через игру «шахматы» переживать стрессовые ситуации и развитие у детей стрессоустойчивости, умение принимать решение в конкретной жизненной ситуации, развитие математических, логических способностей, развитие внимания. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность.
Основная цель проекта:
1) Формирование общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы;
2) Проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами;
3) Появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учить принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Задачи проекта:
— создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
— формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции);
— воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
— Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
— Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;